Автоновости
Целью пресс-конференции было довести до внимания общественности, прессы и органов государственной власти непростую ситуацию, сложившуюся в автообразовательной сфере в связи с вступлением в силу новых программ.
«Мы за реформы и преобразования,— отметил в своём выступлении С.Ю. Лобарев,председатель правления НП "Гильдия автошкол".— Однако новые программы значительно усложнили работу автошкол. Они не дают нам возможности совершенствовать свою работу. Это мнение я высказываю не только от себя лично, не только как человек, который 30 лет работает в сфере автообразования. Я говорю от лица большинства представителей автошкол: программы, которые утверждены Минобрнауки России, не дают возможности развиваться, совершенствовать формы и методы работы. Приказ, который их утверждает, не предусматривает никакого переходного периода. Работникам полиции дали год на реформирование, иностранцам дали больше года на замену национальных водительских удостоверений, владельцам коммерческого транспорта предоставили время на установку необходимых приборов, то есть время дали всем, кроме автошкол. А ведь вопрос обучения будущих водителей важен не только для нас - он социально значимый».
«Для чего автошколам нужна закрытая учебная площадка? — обратилась с вопросом Елена Зайцева, председатель Ассоциации автошкол Москвы.— Думаю, что все, даже те, кто не занимается обучением водителей, знают, что закрытая площадка нужна для того, чтобы научить будущего водителя первоначальным навыкам вождения. Проще говоря, площадка нужна для того, чтобы научить трогаться с места. В автошколах Европы никаких обязательных площадок для обучения водителей базовым навыкам нет. Собственно, приобретение этих навыков — базисная функция обучения вождению. А самая важная функция — обучение движению в транспортном потоке, где очень важно умение видеть дорожные опасности, прогнозировать развитие дорожной ситуации, правильно и адекватно на них реагировать, то есть навыки, связанные с безопасностью самого водителя и других участников движения. В Москве аренда 0,24 га, площади которая зафиксирована в программах, обойдётся автошколе как минимум в 300 000 — 350 000 р. в месяц, не говоря о дополнительных расходах на оборудование, коммунальные платежи и прочие насущные траты автошколы. Оправданы ли такие расходы для того, чтобы привить обучающемуся лишь первоначальные навыки? На наш взгляд, не оправданы».
С речью, которую не без интереса выслушали все собравшиеся на пресс-конференции, выступил руководитель АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Сергей Быков: «Депутаты, учитывая, что поправок было около 100, не сумели усмотреть последствия каждой из них, и изменения в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" были приняты, и теперь любая блондинка, желающая получить водительское удостоверение, обязана знать правила перевозки пассажиров и грузов, уметь поставить и снять аккумулятор. Мы должны знать, как управлять автомобилем с оторванной рулевой тягой. Федеральным законом "Об образованиив РФ" предусмотрены общеразвивающие программы, которые, на мой взгляд, вполне достаточны, чтобы готовить водителей некоммерческого транспорта. Я вам приоткрою карты относительно мотивов сложившейся ситуации. Чем отличается профессиональное обучение от какого-либо иного? К документу о профессиональном образовании предъявляются определённые требования. Я попросил организации, занимающиеся изготовлением бланков документов о профессиональном образовании, продать мне 30 бланков свидетельств и получил счета. Документ о таком образовании стоит 111 р., а используемый нами сейчас — всего 3,5 р. Умножаем 111 р. на 2 000 000 обучающихся и получаем 200 000 000. Я бы покривил душой, если бы сказал, что отказался бы от такой суммы, маячившей перед моими глазами. В такой ситуации у людей сносит крышу, и они часто принимают неадекватные решения. Я вижу в этом основной мотив мракобесия в новых программах. Это обидно, потому что подготовка водителей — это не торговля водкой или мясом, а деятельность, напрямую связанная с сохранением жизни и здоровья наших сограждан. На основании этого делаются многие выводы. Что касается площадок, то там тоже замешаны большие деньги. Это 8 000 — 10 000 автомобильных школ, 60 — 80 тыс. преподавателей, 3 млн. слушателей в год, около 4 млрд. рублей годового оборота, и много желающих прибрать эти деньги к рукам. Исходя из этих выводов, нужно предпринимать какие-то шаги с целью исправления ситуации».
«Хочу заметить, что Госдума, к сожалению, не наделена функциями следить за исполнением законов — эти функции возложены на Прокуратуру и отчасти Министерство юстиции,— вступился за коллег депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов.— Как ни крути, начинающему водителю всегда не хватает опыта, и этот опыт он будет набирать всю жизнь. Я не совсем согласен с тем, что выпускать его на автостраду безопасно для едущих по автомагистрали на высокой скорости: это может создать реальную угрозу жизни людей. Всё, что касается исполнения данного закона, будет отправлено в качестве запроса в Генеральную прокуратуру и Министерство юстиции. Важно, чтобы с водой не выплеснули ребёнка. Мне не важно, какие плакаты висят в классе, есть ли у вас учебная площадка, хотя я полностью согласен с мнением, что она вообще не нужна. Мне нужно, чтобы человек знал и умел водить машину, но без опыта он никогда этого знать и уметь не будет. А опыт будет приобретён лишь после окончания обучения». «Мы будем смотреть и следить за ситуацией с автошколами, чтобы не было коллапса»,— уверил представителей автошкол депутат.
«Не имеет ровным счётом никакого значения — допускать обучающегося на автомагистраль или не допускать, 0,24 га у площадки или 0,45 или вообще площадка будет общая для нескольких автошкол. Я объясню почему: дело в том, что все эти поправки в программы подготовки водителей высосаны из пальца. За ними нет никакой научной основы, то есть никто не анализировал типичные ошибки выпускников автошкол. Никто не анализировал типичные ДТП, в которые попадают выпускники автошкол. Никто не анализировал, какие причины, а возможно и пробелы в образовании привели к тому, что произошло ДТП с жертвами,— начал своё эмоциональное выступление Пётр Шкуматов, координатор общественного движения "Синие ведёрки".— И на что влияют эти га (0,25, 0,24)? Откуда они их вообще взяли? Зачем они нужны? Какая научная база лежит за этими цифрами? Неужели обучающийся, который занимается на 0,1 га, аварийно-опаснее того, кто занимается на 0,24 га? Где эти исследования? Где цифры? Риски ДТП в нашей стране выше в 9 раз, чем в странах ЕС. Это означает, что каждый 10-й водитель попадёт в дорожное происшествие. Это значит, что каждый 10-й ученик подвержен аварии. Вот почему эта чудовищная ситуация требует очень серьёзного подхода к её решению. И если сейчас не решать этот вопрос системно, то завтра кто-то высосет из пальца 1 гектар, кто-то — лазерную имитацию ДТП за миллиард долларов, которые вам, автошколам, надо будет покупать. Основная проблема — это деградация системы принятия решений и полное отсутствие научной базы под теми поправками, которые вошли в силу».
«Фактически нам не нужен период адаптации к новым программам, потому что программы негодные абсолютно. Та часть, которая касается категории "М", кроме как вредительством и диверсией назвать нельзя,— внёс свою лепту в диалог с прессой Павел Сосков, представитель движения Motocitizen.— Скоро негативный результат новых реформ будет отчётливо виден на наших дорогах. Программа для категории "М" — 120 часов теории и 15 часов вождения на площадке — абсолютный абсурд. Управлять мопедом гораздо проще, чем велосипедом, и учиться по этим драконовским условиям никто не пойдёт. Зато дети, которые чаще всего являются водителями мопедов и мотоциклов, вместо того, чтобы смотреть за дорогой, будут смотреть, где прячутся в засаде сотрудники ГИБДД».
«Для того, чтобы быть последовательным, хотелось бы вспомнить речь Президента в момент присоединение Крыма к России 9 мая. Он сказал одну интересную фразу, которая вполне применима к нашей ситуации,— внесла предложение Жанна Беляева, председатель Карельской ассоциации "За безопасность движения".— Если наше Министерство образования год и три месяца занималось разработкой программ, то почему бы автошколами не дать год и три месяца на подготовку к этим программам. Это будет, как говорит наш Президент, по справедливости».
Только надеждой на справедливость и остаётся жить сегодня руководителям и работникам автошкол. Представители ГИБДД и чиновникииз Минобрнауки так и не нашли времени посетить данное мероприятие. Множество вопросов так и остались без ответов. Однако единодушие мнений, солидарность членов автообразовательного сообщества позволяет им не падать духом. После окончания пресс-конференции её спикеры и присутствующие не спешили расходиться. Борьба за выживание продолжается!